Пять минут урока меняют судьбу

Молодость для всех незабываема. Годы студенчества особенно. Своеобразными слайдами воспоминаний проходят они в нашей памяти, заставляя с грустью или с улыбкой мысленно сказать: -«Да, это было». Но, жизнь продолжается и мы продолжаем жить в стремительных ритмах современных технологий, все глубже входя в известную неизвестность под названием старость. Все чаще память предлагает нам архивные картинки и эпизоды ушедшей юности, все более хочется частью своих воспоминаний просто поделиться. Эпизод, о котором хочется рассказать, возможно, не уникальный. Но неожиданный. В этом я убежден.

Обучение в музыкальных школах, школах искусств, живописи и хореографии не возможно без индивидуальных занятий, где педагог работает с каждым учеником с учетом возраста, личных его возможностей и даже пожеланий. Эти уроки − некое таинство, раскрытию которых посвящались тонны методической литературы идеологами педагогики Советского времени. Всю эту методическую макулатуру заставляли «изучать», но не исполнять. Что и делалось.

Мне довелось учиться в музыкальной школе и мои учителя, применяя свои таинственные личные знания, внушили мне некоторую уверенность в себе и желание продолжить учебу уже в музыкальном училище по классу баяна. Как сейчас помню себя пятнадцатилетним абитуриентом, первые поздравления и огорчения тех, кто не прошел конкурс. Я быстро успел со всеми подружиться и тем, кому не повезло, пожимал руки с пониманием и чувством легкого превосходства. Я поступил… Далее начинались обычные будни.

Третий курс. Целеустремленному, переполненному юношескими стремлениями и планами провинциальному учащемуся выпадает честь учиться у преподавателя, выпускника консерватории им. Глазунова города Петрозаводска, волею судьбы, оказавшемуся вместе с семьей в наших Алтайских краях. Помучился он со мной, бедный. С одной стороны − свободный выбор программы и интерпретации ее исполнения, с другой − частенько ему приходилось возвращать меня с небес на землю. И, однажды, ему это удалось. За несколько минут.

Аккомпаниаторская практика − предмет, где молодые исполнители постигают азы музыкального сопровождения солиста, хора, танцевального коллектива. Приветствовались личные пробы пера, в основном на темы русских народных песен. Что-то начал пробовать и я. Как же без меня? Снова, наверное, высоко взлетел. Николай Максимович молча берет в руки баян и просит назвать любую тему народной музыки. Ничего не подозревая, называю всем известную песню «Во поле береза стояла». В моей памяти она там стоит до сих пор. Почему? Потому, что мой учитель просто начал играть на баяне.

Полифония − это многоголосное музыкальное произведение, где каждый голос имеет свой самостоятельный статус. Четверо повествователей, подчиняясь строгим законам классической гармонии, сливаются в единый музыкальный монолог, где одинокая в поле береза становится легендой во всей красе и в четырех временах года одновременно. К этому надо добавить, что это был экспромт, импровизация без всякой подготовки, которую исполнить может только мастер, в совершенстве владеющий этим сложнейшим видом музыкального стиля. Для меня это была немая сцена. Такое, как я читал в учебниках, мог вытворять только И. С. Бах на органе.

Урок закончился. Потрясение профессионализмом преподавателя достаточно скоро перешло в убеждение: «Я никогда так играть не смогу». Как-то незаметно закончился 3-й курс.

Так же серенько начался и закончился 4-й. Воспользовавшись правом, оставил всю программу третьего курса для госэкзамена. Ничего нового не подготовил. Год спустя мне с горечью сказал один из преподавателей: -«Ты так и остался подающим надежды».

Музыкантом я не стал. Сейчас, благодаря интернету я могу пожелать новых творческих успехов своим однокурсникам. Многие из них достигли определенных высот. Жалею ли я? Не знаю. Но частенько стал вспоминать свою молодость и мысленно говорить: -«Да, это было».

Пять минут урока меняют судьбу: 4 комментария

  1. А не нужно пессимизма, никогда не говори»Я никогда так играть не буду» говори «я буду лучше всех» и ставь перед собой реальные цели на месяц вперед, побеждай и дальше. Так постепенно научишься ставить перед собой долгосрочные перспективы. Я вон даже печатать не умел, а ведь что-то получается, а за все время, пока вот эти 2 года протекали, последние, шел на операцию, думал умру или нет, сделают все удачно, оплачу курс Волкодав и буду учиться. И последняя, тоже самое, сделают операцию буду дальше учиться, только сначала близлежащие цели решить.Сделали, только пугали 50/50% ,ни чего все получилось. Самое главное не бояться. и не хандрить под водочку.

    1. Не все люди целеустремленные оптимисты. Я для себя выбрал роль наблюдателя.

  2. Проходила я курс Волкодав. И не один. Туфта это все. В красивой упаковке. Но это правда: если кто-то что-то делает лучше тебя, научись еще лучше. Или научись по-другому. А то, что Вася сделал, это называется предательство самого себя. Этого делать нельзя.

    1. Елена! Неподдельное уважение и, пусть преклонение перед мастерством учителя и музыки в целом — это не предательство. Соотношение своих скромных способностей к реальности — это не трусость, а обдуманный шаг. Он был сделан в годы юности. И я не жалею о нем.

Добавить комментарий для Василий Усик Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *